Чем опасны компьютерные игры.

Компьютерная зависимость.

Компьютерная зависимость

«Кто кем побежден, тот тому и раб» — апостол Петр.

«Образование и воспитание – это два крыла, которые делают человека человеком с большой буквы» – патриарх Алексий.

Иеромонах Адриан (Пашин):
Увлечение компьютерными играми опасно не только для православных. Особенно вредно оно для детей. Ребенок, часами просиживающий перед дисплеем, как правило, мало читает, его интересы сужаются до размеров экрана. Память у таких детей слабеет, они начинают хуже учится, становятся вялыми, безынициативными. Часто нарушается сон: дети плохо засыпают, нередко снятся кошмары.
Дети сидят у компьютеров и воюют с монстрами, которых надо убивать или от которых надо спасаться. Можно сравнить воздействие компьютерных игр на мозг детей с воздействием наркотиков. Даже так называемые «умные» игры не столько развивают интеллект, сколько закабаляют его. Они развивают лишь те стороны интеллекта, которые в жизни оказываются бесполезными, так как эти игры всегда помещают человека в сильно упрощенный мир, регулируемый несколькими четко сформулированными правилами, в то время как окружающий нас действительный мир ни в какой конечный набор правил втиснут быть не может. Эти игры не развивают творческую интуицию.
Но самое опасное — это то, что компьютерные игры убивают в детях духовность и располагают впоследствии к оккультным занятиям.
Современные игры открывают новый мир — мир «виртуальной (мнимой) реальности». Суть этого мира виртуальной реальности в том, что человек погружается в придуманный программистом мир, весьма похожий на настоящий, и получает возможность стать не только зрителем и посторонним наблюдателем этого мира, но и его активным участником, не только сопереживателем, но и творцом событий этого мира.
С точки зрения восприятия и переживания человека, этот мнимый мир настолько же реален, а по силе переживаний даже и более чувственен, чем существующий мир. Человек входит в новый, виртуальный мир, и его сознание как бы отделяется от реального мира. Причем новый мир — мир не только мечтаний, но реальных переживаний и поступков.
Мир виртуальных реальностей совсем не является новым для человечества. Человек-мечтатель, в своих фантазиях и грезах выдумывающий себе не существующий реально мир, может настолько сильно войти в него, что тот становится его собственным «я». Постепенно вживаясь в этот выдуманный мир, люди перестают отделять реальный мир от выдуманного, смешивают их и одновременно живут в том и другом мире, превращаясь в психически больных людей.
В мире виртуальной реальности нет места Богу, но есть место дьяволу. У человека сильно развивается чувственность. Человек не борется со своими страстями, а целиком предается им, погружается в них. Но мир виртуальных реальностей как раз и удаляет человека от Бога, бросая его в мир наслаждений, в мир выдуманный, подчиненный бесам.
Признаки зависимости от компьютера
• Потеря контроля над временем, которое проводится за компьютером;
• Стремление провести как можно больше времени у компьютера, в ущерб другим делам;
• Без компьютера жизнь теряет краски, ребенок не знает, чем себя занять (абстинентный синдром);
• Снижение у ребенка интереса к социальной жизни, безразличие к своему внешнему виду, игнорирование своих потребностей (в общении, в еде);
• Когда ребенок садится за компьютер, у него возникает чувства радости или эйфории. Часто к этому добавляется и чувство вины;
• Появление нервозности и раздражительности, когда долгое время отсутствует доступ к компьютеру.
Это были психологические признаки зависимости, которые родители по различным причинам могут пропустить. Физические симптомы компьютерной зависимости более явные, заметить их легче. Перечислим основные:
• Заметное ухудшение зрения, сухость и покраснение глаз;
• Нарушение осанки, искривление позвоночника и другие сбои в опорно-двигательной системе ребенка;
• Изменение работы пищеварительного тракта из-за нарушения режима питания, отсутствия аппетита. Могут появиться запоры, развиться такие заболевания, как гастрит, язва желудка.

Как бороться с компьютерной зависимостью?

1. Компьютерную зависимость невозможно решить c помощью насильственных методов или психологического давления. Не выдирайте шнур из розетки, не угрожайте выкинуть компьютер из окна или отключить интернет — это усугубит ситуацию. Ребенок начнет злиться и исытывать сильное желание во всем противостоять.

2. Вместо открытой конфронтации, попытайтесь найти общий язык с ребенком. Перестаньте говорить на тему «Как вреден компьютер!», а постарайтесь узнать, что его в нем привлекает и затрагивает. Чтобы в чем-то переубедить своего ребенка, вам нужно расположить его к себе и вызвать доверие. Поговорите с ним о его играх и иных пристрастиях в компьютере, попросите их показать. Разговаривайте спокойным, доброжелательным тоном. Сыграйте с ним в какую-нибудь игру, комментируя ее, и, говоря на отвлеченные темы. Таким образом, ребенок будет постепенно преодолевать одиночество, к которому он стремится во время игры.

3. Проявляйте усиленное внимание к ребенку. Спрашивайте о его переживаниях, чувствах и желаниях как можно чаще. Он должен почувствовать теплоту и любовь в реальном мире.

4. Если вы заметили, что ребенок доверительно к вам относится, предложите ему установить определённое время пребывания возле компьютера. Подчеркните, что эти правила необходимы для его здоровья. Конечно, не нужно сразу ставить большие ограничения, если ребенок привык сидеть у монитора свыше 4-х часов.

5. Подумайте, какие проблемы мучают вашего ребенка? Компьютерная зависимость – это следствие нерешенных проблем, и, избавляясь от нее, нужно искать главные причины. Например, жизнь в виртуальном мире может быть бегством от проблем со сверстниками.

6. Лучший способ избавления от компьютерной зависимости – это поиск чего-то нового. Существует множество спортивных секций, кружков и творческих студий. Не бойтесь экспериментировать. Но помните – нельзя заставлять или навязывать свою точку зрения! Вовлеките ребенка в мир окружающей действительности путём предложения ему какой-либо совместной деятельности. Запишитесь в спортзал, на фитнес или в бассейн и попросите его пойти с вами. Пусть он почувствует, что вам это на самом деле интересно, и вы не пытаетесь разлучить его с компьютером. Он сам оценит преимущества новых видов деятельности, а вы ему в этом поможете.

Компьютерная зависимость у детей развивается довольно быстро – всего за полгода ребенок может потерять над собой контроль и все свое время без остатка отдать компьютеру. Следствием этого становятся различные психические отклонения, ребенок теряет навык общения с «реальными» людьми, замыкается в себе. В дальнейшем без этих навыков ему будет сложно строить отношения с окружающими и занять место в обществе.
Интернет-зависимость не наступает мгновенно, она проходит несколько стадий.
1. Стадия легкой увлеченности.
После нескольких раз игры в компьютерные игры, подростку начинает нравится компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов.
Подросток получает удовольствие, играя в компьютерную игру или проводя время в интернете, это доставляет ему положительные эмоции. Как доказали ученые, человек стремится повторять действия, доставляющие удовольствие. Подросток начинает играть уже целенаправленно. Однако на этой стадии игра в компьютерные игры носит пока еще ситуационный, а не систематический характер. Устойчивая потребность в игре еще не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.
2. Стадия увлеченности.
Свидетельством того, что подросток перешёл на вторую стадию служит возникновение потребности в игре или нахождении в интернете. Это потребность формируется, как желание уйти от реальности. Игра или общение в интернете приобретают систематический характер. Если по каким- то причинам подросток не может удовлетворить свою потребность в игре, он может предпринять достаточно активные действия для получения желаемого. Если дома не разрешают играть родители, он может, втайне от них, ходить в интернет-клуб, прогуливать уроки, что бы поиграть дома, пока нет родителей и т.п.

3. Стадия зависимости.
На эту стадию зависимости от компьютера переходят лишь 10-14% подростков играющих в компьютерные игры или «зависающих» в интернете.
На этой стадии происходят серьезные изменения в ценностносмысловой сфере личности, происходит изменение самооценки и самосознания.
Эта стадия имеет две формы проявления: социализированную и индивидуализированную.
При социализированной форме игровой зависимости, подросток поддерживает социальные контакты, предпочитая общаться с такими же игровыми фанатами. Как правило, преобладает соревновательный характер игр. Так как подросток не отрывается от социума и не полностью уходит в виртуальное пространство, можно сказать, что эта форма зависимости более легкая, нежели индивидуализированная форма.
Индивидуализированная форма зависимости — это крайняя форма зависимости. При ней нарушаются нормальные человеческие особенности мировоззрения, разрушается взаимодействие подростка с окружающим миром. Психика начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Эти подростки часто подолгу играют в одиночку, по многу часов, а иногда и дней, не «выходят» из интернета. Потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра и интернет — это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не «принимают дозу», то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию. Это образ жизни, ведущий к патологии.
4. Стадия привязанности.
На этой стадии происходит угасание игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Подросток «держит дистанцию» с компьютером, но полностью отказаться от психологической привязанности к компьютерным играм или интернету не может. Стадия привязанность может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

(617)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.