Миропомазание есть таинство, в котором верующие, при помазании святым Миром частей тела во имя Святого Духа, получают дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие к жизни духовной. ( Православный катехизис ). Миропомазание также как и Крещение совершается один раз в жизни.
Своё начало Таинство Миропомазания берет от апостолов, которые совершали его через молитву и возложение рук. В последствии когда число верующих и желающих креститься увеличилось, внешняя форма таинства была заменена на помазание Миром, которую с благословения апостолов могли совершать епископы и пресвитеры.
Таинство Миропомазания состоит из двух частей:
1) Освящение мира(патриархом или епископом);
2) Помазание освященным Миром новокрещенного.
В греческом языке слово «миро» переводится как благовонный елей. В его состав входит оливковое масло, белое виноградное вино, вода, благовонные вещества. На сегодняшний день правом приготовления мира обладает только патриарх, обычно это происходит в Великом посту.
В настоящее время Таинство Миропомазания совершается сразу после Крещения. Оно заключается в прочтении священнослужителем молитвы и крестообразное помазание миром определенных частей тела при каждом помазании произнося молитву:
«ПЕЧАТЬ ДАРА ДУХА СВЯТАГО, АМИНЬ».
Этими действиями невидимо освящаются Духом Святым мысли, чувства и все действия жизни человека.
После помазания священник с восприемниками и крещаемым троекратно обходят вокруг купели со свечами при пении молитвы: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа». Это действие выражает вступление новопросвещенного в вечный союз со Христом, а также духовное рождение.
После обхождения вокруг купели и пения прокимна читается Апостол и Евангелие, которые одинаково относятся к крещению и к миропомазанию, указывая на внутреннюю связь между ними. После Евангелия читается ектения: «Помилуй нас, Боже», в которой прилагаются прошения о восприемнике и новопросвещенном.
Омовение: священник читает молитвы, в которых просит Господа сохранить на новопросвещенном духовную печать непоруганной, сделать его непобедимым подвижником и сподобить его вечной жизни. Затем совершает губкой, напоенной чистой (теплой) водою, самое омовение частей тела, помазанных елеем и Миром, произнося слова:«Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси, освятился еси, омылся еси; во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».
Что означают слова молитвы?
оправдался еси — указывает на прощение первородного греха и всех грехов которые были совершены до крещения;
крестился еси — на освящение души и тела в водах крещения;
просветился — вместе с тем и на просвещение души верою в этом таинстве;
миропомазался — указывает на таинство Миропомазания;
освятился — относится к таинству Евхаристии;
омылся — относится к настоящему обряду омовения.
После этого происходит пострижение волос, оно совершается в том же порядке, в каком благословляется голова: с начало постригается затылок, затем – передняя часть головы, далее правая и левая стороны.
Священник при этом произносит:«Постригается раб Божий (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Затем священник отдает остриженные волосы одному из восприемников, который вминает их в комочек воска и опускает в купель. Это символизирует, то что младенец пока еще ничего не может принести в жертву Богу, кроме своих волос.
После этого следует краткая ектения и отступ, затем батюшка дает крест для целования сперва новокрещенному, потом восприемникам.
После Крещения на 40 – й день совершается чин воцерковления над младенцем.
Священник, взяв младенца на руки, творит им образ креста, — сперва пред вратами храма — произнося слова:
«Воцерковляется раб Божий (или раба Божия) (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».
Входя в храм, произносит:
«Внидет в дом Твой, поклонится ко храму святому Твоему».
Посреди же церкви снова творит образ креста со словами:
«Воцерковляется раб Божий…» и после них говорит:
«Посреде церкве воспоет Тя».
В третий раз священник произносит молитву перед царскими вратами, творя младенцем образ креста. Если крестили мальчика, то батюшка вносит его в алтарь, обнося, вокруг престола и прикладывает к иконам, затем отдает в руки людям кто принес младенца. Если крестилась девочка, то батюшка не вносит её в алтарь, а прикладывает к иконам на иконостасе.
Воцерковление священник заключает молитвой Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши…» и отпустом с крестом.
Готовиться к Таинству Миропомазания, нужно также как и к Крещению, оно требует от участвующего в таинстве осознания происходящего и искренней веры во Христа Спасителя – если происходит крещение взрослого человека, а если крестится младенец, то таинство происходит по вере восприемников.
(89)