проповедь

 

dsc_0223

Проповедь в неделю 27 по Пятидесятнице

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Однажды Иисус Христос пришел в синагогу – как повествует нынешнее евангелие – и стал учить народ. В числе других там находилась одна больная женщина, которая 18 лет была скорчена и не могла держаться прямо. Господь сжалился над ней, возложил на нее руки, — и она тотчас же выпрямилась и стала совершенно здорова.

Это происходило в субботу. А суббота у евреев, как вы, конечно, знаете, день покоя, потому в субботу не дозволялись никакие мирские занятия, прекращались все житейские работы. А  Евреи – они очень строго, ревниво исполняли божественную заповедь о субботнем покое. Но с течением времени они дошли в этой строгости до крайности. Фарисеи осложнили и обставили заповедь Божию разными мелочами, предписаниями, которые нередко доходили до смешного. Такое извращенное понимание субботы особенно резко выразилось в настоящем случае, о котором мы только что говорили.

Господь Иисус Христос в субботу совершил чудо, исцелил больную – и это Ему поставили в вину, как нарушение закона о субботнем покое…Начальник синагоги, очевидно, фарисей с негодованием обратился к народу: « У вас есть шесть дней, — сказал он, — шесть дней, в которые должно делать – тогда и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лук. 13,14). Вот до чего могло дойти фарисейское омрачение! Он сам своими глазами видел, что совершилось чудо всемогущей силы Божией – и у него достало дерзости указывать Самому Божественному Чудотворцу, когда Он может и когда не должен являть знамение Своей Божественной силы. Его лицемерное негодование не имело смысла даже и с фарисейской точки зрения. Самые строгие законники и ревнители субботнего покоя допускали исключение для некоторых неотложных нужд даже в обыденном житейском быту. Неужели же помочь страждущему и возвратить ему здоровье – дело менее важное, чем самая насущная нужда по хозяйству? На эту явную несообразность и указал Господь законнику. «Лицемер, сказал Спаситель ему, —не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить. Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже 18 лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний (Лук. 13,16) Этот ответ Спасителя привел в стыд и смущение через чур ревностного законника и его единомышленников.

Итак Господь ни Сам не нарушал субботы, ни других не поощрял к ее нарушению. Заповедь о седьмом дне, «еже святити его»осталась и среди христиан во всей силе и неприкосновенности, изменился только день празднования: празднование у христиан перенесено на воскресенье, в честь воскресшего Господа. Внутренняя же сущность, смысл и назначение празднования седьмого дня и вообще праздников всегда были и есть одни и те же. Зачем же существуют религиозные. Церковные праздники, какой смысл и значение их?

Думается, что если жив человек. Жива душа, то жива праздниками, той теплотой, какую они оставляют в душе верующего, в душе, имеющей уши. Чтобы слышать. Износилось бы тело, опустела. Помертвела бы душа, если бы не праздник и. Религиозные праздники – это просветы в тупой и грешной человеческой жизни. Они мешают человеку совсем забыть о том, что есть другая жизнь, вне обычной, будничной работы. Разорвать серую неделю, оторвать душу от обычной трудовой жизни и заставить ее подойти к небу к впечатлениям духовной жизни – вот цель праздника. Служба в церкви. Благовестие евангелия зовут душу вверх, властно требуют, чтобы она не погружалась совсем в грязь и грех жизни. Внутренний голос говорит человеку в праздник: оторвись от гнетущего тебя труда, от сора обычной суеты житейской. Ты человек, у тебя есть бессмертная душа , и душа твоя велика и могуча; пусть она после часто тяжелых, трудных серых будней подышит воздухом светлой, чистой, радостной, вечной жизни, в которую со временем она должна погрузиться. Да, праздники нужны душе, как солнышко цветам.

Таковыми должны бы быть праздники для человека. Между тем, часто они становятся какими – то пустыми днями, вместо дней радостного подъема, бесполезными днями. Мало того, для некоторых они являются вредными. Ведь можно из всего сделать орудие греха, обратить во вред душе. Можно и праздник и сделать вредными для жизни души. Вредными же праздники являются для тех лиц, которые смотрят на праздники не так, как мы только что сказали, а как на время, когда на свободе можно предаться главным образом забавам, увеселениям да разным излишествам в пищи и питии.

Но и тогда, когда праздники проводятся будто бы по – христиански все же понимани е праздников может быть на христианским. Известно есть такие неразумные постники, которые на одном посте думают строить все спасение своей души, не имея ни любви, ни добрых дел. Им кажется, что им есть все – таки за что уцепиться чем оправдаться предБогом. Все – таки пощусь, не как другие, молюсь …, думают они. Ради этого Бог не вменит мне того, что жизнь моя остальное время идет не по Божьи. И пост, святой сам по себе, в конце концов для этих людей не спасающее и оздоровляющее средство, а злая, дырявая одежда, за которую люди прячут и оправдывают пред собой душевную наготу.

То же может быть с праздниками. Грех смотреть на праздники , как на дань Господу, которая будто бы дает право не жить для души в будни. Седьмой день Господу Богу, так говорится в 4-й заповеди; поэтому сходи, думают некоторые, в праздник к службе церковной, помолись, настройся торжественно, а потом 6 дней живи для себя, во всецелом погружении в земные заботы и интересы, без всякого вспоминания о Боге, о небе, о душе.

Так жить и понимать четвертую заповедь Божию – грех. Не один день в неделе, а именно вся жизнь человеческая должна быть постоянной службой Богу, богослужением. Конечно, человеку трудно всего себя отдать Богу, но все – таки. Если он христианин, он должен, — поскольку это в его силах, хотя бы падая, поскользаясь, греша, свою службу, свое будничное дело строить по руководству Христа и Его евангелия. И если человек после слез за церковной службой возвращается их храма в жизнь, не горя желанием в будни идти за Христом, а считает себя в праве жить для себя, для забот только о своей плоти, не помня о Боге, о своем вечном назначении, то для него погиб праздник и грешны его будни.

Итак пусть, дорогие братья и сестры, праздники будут для нас радостными просветами в нашей грешной полной труда и забот, жизни. Пусть в праздники при посещении ли храма, при размышлении ли о Боге, о будущей жизни, или при совершении какого либо доброго дела, мы ясно почувствуем, что есть вечное, духовное царство света, правды, любви, мира, счастья, свободы, которых все мы жаждем, что в это царство Господь зовет всех любящих и верующих в Него, всем им обещает бесконечное, невыразимое никаким человеческим языком, блаженство в этом царстве; есть значит, для чего жить, трудиться, терпеть и страдать здесь на грешной, полной всяческой неправды , земле .Аминь.

dsc_0224

Проповедь на праздник Введения Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася, како Дева вниде во святая святых».
Дорогие братия и сестры! Сегодня мы совершаем торжественную память Введения во храм Пресвятой Богородицы. Родители Пресвятой Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, были неплодными и весьма сокрушались о своей бездетности. Они много горя терпели от людей, ибо неплодство в Ветхом Завете было позорным и считалось наказанием Божиим за грехи. Но у них была крепкая вера во всемогущего Бога, они усердно молились о даровании им чада и творили усердную милостыню. Вера, горячая молитва, усердная милостыня, обещание посвятить Богу дарованное им чадо, строгое и постоянное благочестие приклонили благоутробного Бога на милость, и Он даровал им уже в глубокой старости благословенный плод — Пресвятую Деву Марию. Их радость и пламенная благодарность к Богу за такой чудный дар Его милосердия были неописуемы. Можно себе представить, как усердно заботились они о воспитании Ее в духе закона Господня, как утешались лицезрением будущей Матери Господа, будущей царицы ангелов и людей. До трех лет праведники воспитывали свое чадо дома, а затем решились в точности исполнить свой обет и посвятить Деву Марию Богу, как поступила некогда праведная Анна, мать Самуила-пророка. Введение во храм было совершено торжественно, в сопровождении лика чистых девушек, несших светильники, которые знаменовали то, что Пресвятая Дева будет носить неопально во чреве огнь божества, будет Матерью Света и Сама будет чистейшим Светом. Первосвященник Захария, отец святого Иоанна Предтечи, бывший в то время в храме, по внушению Духа Святого вместе со священниками вышел к Ней навстречу и торжественно, с молитвами и песнопениями встретил.
Святая Дева была поставлена на первую ступень церковного крыльца, и, к удивлению всех присутствовавших, Она, никем не поддерживаемая, пошла твердо по довольно высоким пятнадцати ступеням и остановилась только на верхней. Первосвященник ввел Ее во святая святых, куда входил только он один и то однажды в год, и дозволил Ей невозбранно входить для молитвы в это непреступаемое тогда селение славы Божией. Принесши Богу хвалебные и благодарственные песни, родители Святой Девы оставили Ее при храме, под надзором старших девственниц, живших также при храме, и Она скоро научилась молитве и чтению, письму и рукоделию. Пребывая большей частью во святая святых, Она была постоянно под осенением святыни храма. Дух Божий почивал на Ней, предочищая и освящая Ее. Скоро родители Ее умерли, и Она всем сердцем нераздельно предалась Господу и, занимаясь рукоделием, более всего предавалась молитве и чтению Священного Писания, а это показывает, что Она была постоянно в святом расположении духа. Она забывала о пище, и ангел Божий приносил Ей небесную пищу. Когда Пречистая Дева достигла возраста, когда девушки, воспитывающиеся при храме, обыкновенно возвращались в мир и вступали в супружество, то священники хотели, чтобы и Она поступила таким же образом. Но Пресвятая Дева открыла им Свое желание — посвятить Себя Богу и не вступать в брак. Тогда они, по внушению Святого Духа, обручили Ее престарелому Иосифу, родственнику Ее родителей. Он стал покровителем Пречистой Девы и уважал её обет, данный Богу.
Икона Введения во храм Матери Божией представляет трехлетнюю святую отроковицу, поднимающуюся по ступеням храма. В этом мы должны усматривать то, что нам следует детей своих чаще водить в храм Божий, с малых лет приучать их молитве и слушанию Священного Писания, чтобы и они росли в благочестии и все выше и выше поднимались по ступеням добрых дел и благочестивых помышлений.
Нынешний праздник учит и нас всех глубоко почитать храм Божий, любить пребывание в нем в молитве, славословии и благодарении. Святой храм есть земное небо; в нем — престол Божий, на котором невидимо восседает Царь славы и принимает наше поклонение, наши молитвы, слезы, воздыхания, жертвы хвалы и благодарения. В храме заключены наши высочайшие, вечные, духовные интересы; от него исходит очищение, освящение и обновление наших душ и телес; здесь непрестанно струится ключ воды живой — читается слово Божие и проповедуются отраднейшие истины, питающие и восхищающие ум и сердце. Здесь воспеваются сладостные, небесные, потрясающие душу песнопения; здесь совершаются спасительные, обновляющие нас таинства. Здесь непрестанно подаются святые тайны тела и крови Христовых для нашего очищения, освящения и спасения. Здесь мы обретаем утешение в скорбях, исцеление болезней, силу в немощах, ответ на недоуменные вопросы жизни. Здесь мы слышим о дивных подвигах святых угодников и друзей Божиих, наших молитвенников перед Богом, и учимся подражать им по силе своей.
Храм Божий — это грань, соединяющая небо и землю. Здесь человек познает и чувствует, что он есть образ Божий, что он на земле только гость и пришелец, что он собственно есть житель небесный, что он есть член Святой Церкви Божией или богоучрежденного общества спасаемых, что он есть гражданин неба, чадо Божие. В храме, в противоположность греховному миру, мы видим только святыню, правду, любовь и милосердие в лицах, изображенных на иконах, и слышим о том же самом во всех чтениях и песнопениях. Здесь мы, как на небе, вместе с ангелами славословим Господа, Его вечную славу, Его благость, человеколюбие, щедроты, Его державу и Царство. Святая Церковь — лучшая учительница покаяния, исправления и совершенства христианского, ибо в ней все великие мужи оставили нам в поучениях, размышлениях, кратких стихах, воспеваемых в Церкви, или — в жизнеописаниях наилучшие образцы покаяния, исправления и всяких добродетелей христианских.
Церковь — лучшая учительница молитвы. Внимательно прислушаемся к богослужению и услышим, как в своих ектениях она учит нас любить всех, как себя, и молиться за всех, как за себя; она расширяет сердце наше благодатным духом так, чтобы в нем было место для чистой всеобъемлющей любви. Она учит молиться за весь мир, за власти, за воинство, за плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных — за всех. Она учит испрашивать у Бога дня совершенного, мирного, безгрешного и святого, ангела мирного, прощения и оставления грехов, всего доброго и полезного для души, провождения времени в мире и покаянии, христианского конца жизни и доброго ответа на Страшном Суде. В храме Божием человек начинает свою вечную жизнь. Святой Церковью посвящается он Богу через крещение, миропомазание, причащение. Здесь он и сопровождается в вечную жизнь — через напутствование и отпевание. Здесь приносится бескровная жертва и возносятся постоянно молитвы за усопших наших братьев и отцов.
Словом, храм необходим для христианина, как для рыбы — вода, для птицы — вольный воздух.
Вот почему, дорогие братия и сестры, мы должны постоянно посещать храм Божий. Кто не ходит в храм, тот мало-помалу утрачивает веру, надежду и любовь, которые воспитывает в нас храм Божий своим богослужением, таинствами, обрядами, поучениями; у того теряется осознание, что он христианин, член Церкви Христовой и наследник будущего Царствия; он погружается в суетность мира сего телом и духом, делается человеком плотским, не радит о душе своей и угождении Богу и быстро приближается к погибели. Поэтому первые христиане, зная по опыту всю пользу и важность церковного общения, часто собирались вместе на молитву и для совершения таинства причащения. В последующее время святыми соборами постановлено было правило, что, если кто не был в церковном собрании два или три воскресенья подряд без уважительной причины, тот да будет отлучен от Церкви. И святой апостол Павел писал, чтобы христиане не оставляли своего церковного собрания, но посещали его и тем более, чем более усматривают приближение дня судного.
Итак, дорогие братия и сестры, усердно посещайте храм Божий, это земное небо, этот рай Божий, но, посещая его, старайтесь изменяться к лучшему, по образу небожителей, отсекайте свои грехи и украшайтесь всякою добродетелью, готовьте свои души к Царствию Небесному. Аминь.

(82)

Комментарии закрыты.